Рано радовались

1 марта 2016

Информация о том, что Генпрокуратура признала сборы за капремонт противоречащими Конституции наделала немало шума. Напомним, с просьбой дать правовую оценку механизму формирования и сбора средств на капремонт в Генпрокуратуру обратились парламентарии от КПРФ и "Справедливой России". Генеральная прокуратура РФ поддержала позицию депутатов.

Многие восприняли это как "отмашку" игнорировать платежи за капитальный ремонт. Головокружение от успехов длилось не долго. Горячие головы подостыли, как только подоспела детальная расшифровка информации. На деле оказалось, что формулировки "неконституционными" в решении ГП нет, есть определение "частично не соответствующие". Как вы понимаете - это существенная разница.

Кроме того, инициатива народных избранников не нашла проддержки в ведомственных министерствах. Минфин, Минюст и Минстрой озвучили свою позицию. По их мнению никаких нарушений Конституции в действующих нормах нет. 

Главной проблеммой парламентарии считают принцип перераспределения собранных средств. В обращении говоритсчя, что в этом случае собственники фактически оплачивают ремонт чужого имущества. Ведь право распоряжаться средствами предоставлено региональным операторам, а не жителям домов. Такая ситуация возникла из-за отсутствия в Жилищном коджексе РФ чёткой регламентации распределения этих сборов и их возврата. В целом же парламентарии назвали сборы на капитальный ремонт необоснованным налогом. 

Не поддержал жалобу коммунистов и справедливороссов и Павел Качкаев - автор принятого еще в 2012 году закона о взносах за капитальный ремонт многоквартирных домов, депутат от «Единой России». В беседе с «Национальной службой новостей» он заявил, что если признать существующий закон неконституционным, то тогда «под опалу» должны будут попасть и положения Жилищного кодекса, и законы, принятые еще в начале 1990-х гг.

«Закон был принят еще в 2012 году, и Генпрокуратура могла оспорить его еще тогда. Почему она этого не сделала?.. Если признавать этот законопроект неконституционным, то тогда и наши документы надо признать неконституционными, где на собственников возложена обязанность содержать общее имущество многоквартирного дома. В указе Ельцина о приватизации от 1991 года было сказано, что собственники несут бремя ответственности за содержание в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома, в котором они живут. Второй документ - это действующий с 2005 года Жилищный кодекс. Он также декларирует, что собственники обязаны содержать в надлежащем состоянии общее имущество. Что такое надлежащее состояние? Подразумевается, что дом должен быть в нормальном состоянии, в нем должен проводиться капитальный ремонт и т.д. А наш законопроект только уточняет эти положения», - прокомментировал Качкаев.

По его словам, единственным спорным моментом в законе является создание региональных операторов, но и здесь можно найти решение.

«Здесь нет принуждения — этот вопрос решает общее собрание жильцов. Есть даже норма, согласно которой жильцы отдельного дома могут не участвовать в наполнении «общего котла» и открыть спецсчет; сейчас таких домов уже 10-15%, и дальше будет только больше», — уверен Качкаев.

Уполномоченная по правам человека Элла Памфилова отметила, что операторы, направляющие деньги от сбора в одном доме на ремонт другого, распоряжаются деньгами одних собственников для выполнения обязательств перед другими лицами. В Минстрое на этот счет заметили, что деньги, которые жильцы платят оператору капремонта, после оплаты по счету перестают им принадлежать. В связи с этим оператор не обязан согласовывать с ними цели использования их же средств.

Один из противников действующего закона - депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев - заявил, что его однопартийцы подготовили законопроект: в нем предлагается возложить существенную часть сбора средств на капремонт на государство.

«Мы разработали альтернативный вариант, предусматривающий возможность серьезного — примерно 85% — участия государства в тратах на капремонт. Будем настаивать на принятии нашего варианта и надеемся, что Конституционный суд поддержит нашу правовую позицию», — приводит «Национальная служба новостей» слова Вадима Соловьева.

Он сослался на тот же закон о приватизации жилья, о котором говорил Качкаев.

«Согласно этому закону, государство обязано капитально отремонтировать жилье и уже затем передавать его в собственность гражданам. На практике процесс капремонта проходил параллельно приватизации, за счёт государства было отремонтировано около 10% многоквартирных домов», — указал Соловьев.

Он указал, что деньги, оставшиеся неистраченными на момент проведения капремонта, нужно возвращать гражданам. Во всех регионах России «в соответствующих фондах зависли огромные деньги», «так что возвращать есть что», считает Соловьев.

Напомним, федеральный закон о взносах на капитальный ремонт многоквартирных домов был принят в конце 2012 года. Спустя два года, в 2014-м, стартовала общероссийская программа капремонта многоквартирных домов.

Заседание Конституционного суда по закону о взносах за капремонт назначено на 3 марта.

 

Источник: DK.ru